Результат проверки исполнения земельного законодательства

Прокуратура сообщает

Результат проверки исполнения  земельного законодательства

 

 

Прокуратурой Конышевского района во втором полугодии 2018 года проведена проверка исполнения земельного законодательства при использовании невостребованных земельных долей в муниципальном образовании «Ваблинский сельсовет» Конышевского района Курской области, в ходе которой выявлены нарушения.

Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктом 5.1 статьи 10 настоящего Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Пунктом 6 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 12 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.

Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.

В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии не нарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с требованиями ч. 8 ст. 12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления 8 сельских советов не принимаются исчерпывающие меры по формированию земельных участков и распоряжения ими, нарушаются права муниципального образования и граждан на рациональное использование муниципального имущества, что требует активизации указанной работы.

Согласно п. 14 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

В соответствии с подп. «а» п. 9 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460, органами местного самоуправления Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется, в числе прочего, при формировании и исполнении бюджетов.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к собственным доходам местных бюджетов относятся, наряду с другими, доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Статьей 51 вышеуказанного Федерального закона определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Несоблюдение установленных законом требований свидетельствует о нарушениях принципа платности использования муниципального имущества, установленного ст. 42 Бюджетного кодекса и может способствовать коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц.

Кроме того, согласно пп. 14 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», совершенствование порядка использования муниципального имущества, муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения относится к основным направлениям деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции.

По выявленным нарушения в адрес 8 глав сельских советов внесены представления об устранении выявленных нарушений.

 

 

Прокурор Конышевского  района

старший советник юстиции                                                                         А.А.Коренев

Печать